Выстраивание межбюджетных отношений в Российской Федерации имеет длительную, по меркам продолжительности существования самого современного российского государства, историю.
Нынешний состав форм межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) является следствием реализации комплекса мер по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации и существует в подобном виде уже более 10 лет.
На сегодняшний день в рамках распределения межбюджетных трансфертов имеется возможность выравнивать бюджетную обеспеченность, устранять текущие проблемы сбалансированности нижестоящих бюджетов, стимулировать развитие и ускоренное решение приоритетных задач, а также обеспечивать финансами реализацию решений, принятых на вышестоящем уровне бюджетной системы.
Существующий инструментарий в сфере межбюджетных отношений в регионах адаптирован к нуждам конкретных территорий, апробирован и уже ряд лет применяется на практике. Механизмы распределения межбюджетных трансфертов, как правило, уже привычны для органов власти регионов.
Тем не менее, с учетом длительности их применения могут возникать потребности в оценке того, насколько они отвечают возлагаемым на них задачам и не следует ли пересмотреть в глобальном либо локальном смысле существующие в регионе подходы к их применению.
В частности, могут рассматриваться вопросы:
Оценка текущего состояния организации в регионе межбюджетных трансфертов уместна, в том числе с учетом тенденций объединения муниципальных образований, а также произошедших за более чем десятилетие изменений социально-экономического положения некоторых муниципальных образований, а также формирования/формализации долгосрочных направлений социально-экономического развития территорий.